Россия планирует к 2030 году нарастить агроэкспорт в 1,5 раза по сравнению с показателями 2021-го — до $55,2 млрд. Значительная доля в поставках принадлежит российскому зерну, в том числе пшенице. Компактный урожай 2024 года повлиял на результаты прошедшего экспортного сезона, но Россия сохраняет лидерство на пшеничной арене. Какие факторы будут влиять на успехи сезона 2025/26, в интервью журналу Поле.РФ рассказал генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
— На какую оценку по пятибальной шкале в ИКАР оценивают завершившийся 30 июня зерновой сезон в России?
— Оцениваем удовлетворительно. Мы даже изобрели термин «компактный урожай». У нас он получился именно таким, при этом с неурожаем в Центре и плохим качеством зерна в Сибири уже второй сезон подряд. Но главное — невысокий финансовый результат производителей зерна.
— Насколько сбылись ваши прогнозы по урожаю пшеницы?
— Мы достаточно ровно шли по сезону. На старте сезона 2024/2025 года, в начале июня 2024 года мы давали прогноз 81,5 млн тонн по пшенице и 128 млн тонн по зерну в целом. В конечном счете, официальная оценка урожая оказалась достаточно близка к нашей стартовой: 82,6 млн тонн и 125,9 млн тонн. всего, без учета новых регионов.
— А каковы оценки сейчас на сезон 2025/2026?
— Наша текущая оценка — 84 млн тонн пшеница и порядка 130,3 млн тонн зерно, без новых регионов. На днях мы несколько снизили оценку урожая в связи с более низкими, чем ожидалось, результатами по Югу. Дальше будем внимательно смотреть. Экспорт пшеницы может составить 42 млн тонн, а экспорт зерна в целом — 53,7 млн тонн.
— Темпы сбора урожая в России в 2025 году были ниже прошлогодних на начало июля, это скажется на результатах?
— Это связано, прежде всего, с «поздним прибытием» урожая. В принципе, ничего страшного в сдвижке вправо сроков уборки нет, хотя это и вызывает неудобства в работе экспортных цепочек. Но сейчас наметились проблемы с погодой. Во-первых, на Юге погода установилась экстремально жаркая, даже для юга. Это приводит к быстрой потере зерном влаги, снижению натуры и, в конечном счете, отражается на урожайности. Во-вторых, недавние обильные дожди в Центре и в Поволжье в сочетании с жарой могут вызвать проблемы с тем, что на профессиональном сленге называется «числом падения».
— К экспорту в прошедшем зерновом сезоне «троечка» тоже относится?
— Да, потому что большую часть сезона большинство экспортеров, по многим причинам, находились в нуле или даже в минусовой марже. Сезон был не лучшим для экспортеров.
По итогам сезона-2024/25 Россия экспортировала 42,2 млн тонн пшеницы. Это третий результат в истории после предыдущих двух сезонов.
— За последние три года доля РФ на мировом рынке торговли пшеницей росла от 13 до 25-28%, по разным оценкам. Какова оценка ИКАР по этой доле на середину 2025 года?
— Ну, 28% это, пожалуй, слишком. К концу 2024/25 сезона наша доля снизилась примерно до 20% в силу того, что вывоз у нас оказался такой же компактный, как и урожай. Но Россия все равно твердо занимает позицию крупнейшего экспортера пшеницы в мире.
— Какие тенденции на внутреннем рынке стали наиболее очевидными в 2025 году, в том числе с точки зрения севооборота?
— Резко возросли посевные площади под каждой из четырех масличных культур и зернобобовыми. Посевные под горохом мы ожидаем на уровнях, близких к рекордным, а под нутом и чечевицей — точно рекордные. При этом довольно существенно снижаются они под пшеницей, ячменем и перестают расти под кукурузой. Сократилась также гречиха. Обусловлено это сочетанием многих факторов: низкие мировые цены на зерно, высокий рубль, наличие экспортных пошлин на зерновые и относительно более благоприятная конъюнктура масличных и зернобобовых.
— Какие перспективы у кукурузы и ячменя в новом экспортном сезоне, с учетом результатов прошедшего?
— По ячменю довольно неплохие перспективы, но проблема в том, что его у нас теперь относительно немного — тот самый «компактный урожай». Скорее всего, Росстат зафиксирует рекордно низкую площадь под яровым ячменем — порядка 6,5 млн гектаров — при стабильных площадях под озимым. При этом спрос на него есть и со стороны Саудовской Аравии, и Ливии, и Ирана, и ОАЭ, и Турции. С кукурузой наша страна будет конкурентноспособной, скорее всего, на рынках Ирана, Турции. Отдельным перспективным направлением экспорта становится российский Дальний Восток, если получится загружать в портах балкеры класса Handysize грузоподъемностью до 40 тыс. тонн.
— Какие факторы будут определять ситуацию с экспортом пшеницы из РФ в сезоне 2025/2026? Ожидается ли ротация в пуле стран — импортеров нашего зерна?
— Наверное, главное отличие этого сезона от предыдущего для России будет в том, что резко обостряется конкуренция на традиционных рынках, в Старом Свете. При прочих равных на рынок в качестве крупного экспортера возвращается Франция, и в целом имеет место сильная прибавка производства и экспорта из стран ЕС. Рекорды по сбору пшеницы ожидаются в Болгарии и Румынии, неплохой урожай на Украине и хороший — у нас. Наша пшеница будет под сильным конкурентным давлением не только в Египте, но и во всех странах Северной, Западной и Восточной Африки. Еще одним фактором станет сокращение преференций при экспорте украинской пшеницы в страны ЕС — в результате экспортные потоки из этой страны сдвинутся на рынки Африки и Южной Азии. С другой стороны, возвращается спрос со стороны Турции, которая в прошлом сезоне ставила эмбарго на ввоз пшеницы. Это, надеемся, дает дополнительный рынок в 3 и более млн тонн. Пока Казахстан видится как нейтральная для нас страна с точки зрения импорта пшеницы, хотя еще пару сезонов назад он был одним из крупнейших импортеров. По состоянию на начало июля у них снова все идет к хорошему урожаю, но это на начало июля, когда поля все еще в состоянии неухоженного газона.
— 17-18 июля пройдет летняя конференция «Где маржа», которую проводит ИКАР. В чем принципиальное отличие от зимней конференции и какие инсайты смогут получить для себя участники летнего форума?
— Она будет более компактной, чем зимняя — один день вместо двух. Это сделано, чтобы не отвлекать сильно аграриев от сбора и реализации урожая на Юге, в Центре и Поволжье. Поэтому многие наши участники будут подключаться онлайн. Интересно, что в этом году у нас довольно представительная делегация китайских компаний, которые заинтересованы в российских растительных маслах, зернобобовых, овсе и других продуктах. Также будут компании из Казахстана, Белоруссии, Азербайджана. Мы дадим самую свежую оценку урожая ключевых культур в России, обсудим оценки конъюнктуры основных мировых и внутренних рынков, а также обсудим экономические и инфраструктурные моменты, которые будут влиять на новый сезон.
Поделиться статьёй: