1 апреля в рамках Московского Экономического Форума (МЭФ) состоялась сессия на тему «Продовольственная безопасность. Роль России в мире». Модератором сессии выступили Игорь Абакумов, основатель еженедельника и медиагруппы «Крестьянские ведомости».
В сессии приняли участие дипломат, директор отделения по связям с Российской Федерацией Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН Олег Кобяков; президент Российского Зернового Союза Аркадий Злочевский; президент «Национального движения сберегающего земледелия» Людмила Орлова; генеральный директор агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская; инвестиционный партнёр Beijing Hengce, эксперт в сфере промышленности, производства и геополитики Цзянь Лянь.
Участники дискуссии пытались найти ответы на вопросы о том, какова роль России в глобальном обеспечении продовольствием и какие существуют возможности для укрепления ее позиций; какими способами пытаются снизить роль России в мировой продовольственной безопасности и как можно этому противостоять. Отдельное внимание уделили вопросу геополитических и экономических изменений в мире и их влиянию на систему поддержки сельхозпроизводителей.
Первым выступил Олег Кобяков, который заявил, что проблема голода стоит перед человечеством с самых первых дней его истории. Причины голода разные – неурожай, вооруженные конфликты, нарушение путей снабжения. Есть и новый фактор – изменение климата. Причем те явления, которые раньше имели большую периодичность – засухи, наводнения, нашествия вредителей – сегодня случаются чаще. Например, в Монголии дзуд – суровая зима без снега, бескормица – раньше случалась раз в 14-15 лет, а сегодня – раз в 6-7 лет.
На возникновение голода влияют и другие факторы, в том числе экономические встряски – рост цен на энергоносители, валютные колебания, меры тарифного регулирования, дестабилизация рынка.
«Сегодня в мире голодает 735 млн человек. Мирового правительства у нас нет, поэтому основной канал распределения продовольствия – рынок. Нам необходимо производить много продовольствия и чтобы ничто не мешало его поставке от места производства до места потребления. Россия сегодня превратилась в мирового кормильца», – заявил Олег Кобяков.
Аркадий Злочевский в своем выступлении рассказал о различии между продовольственной безопасностью и продовольственной независимостью. Во время разработки доктрины продовольственной безопасности логика людей во власти была такова: будут проблемы – завезем по импорту. В итоге все аспекты продовольственной безопасности были из доктрины вырезаны, и она оказалась четко направленной на продовольственную независимость. А ведь во всем мире это совершенно разные вещи.
Существует точка зрения, что в СССР в послевоенные годы роль страны на продовольственном рынке была потеряна, поскольку мы были импортозависимы. Но это не так – наша роль была повышена, ведь именно крупнейшие покупатели определяют рыночные цены. Когда СССР выходил на рынок и закупал огромные объемы зерна, это катастрофически влияло на цены.
Сегодня Россия вышла на первое место в мире по экспорту пшеницы и продолжает оказывать влияние на состояние мирового рынка продовольствия. Но что делает наше правительство? В 2021 году вводит пошлины на экспорт зерновых ресурсов – цены на пшеницу на мировом рынке взлетают до 450 долларов за тонну. Через год это приводит к тому, что площади под посевы пшеницы в мире пришлось увеличить на 1,5%. На этом фоне ряд стран - крупнейших покупателей зерна объявил о внедрении у себя программ по восстановлению собственного производства. Например, Китай ввел программу стимулирования научных исследований в сфере ГМО-пшеницы.
«Мы же собственное производство этими пошлинами и квотами демотивировали. В 2024 году в стране закуплено техники в 20 раз меньше, чем в США при сопоставимых площадях, из-за чего мы не впишемся в погодные окна. Потери от этого приведут к падению нашего экспортного потенциала. Правительство будет вынуждено ввести эмбарго, а мир к этому не готов. Мы семимильными шагами движемся к возврату в советскую историю импортозависимости», – подвел итог Аркадий Злочевский.
Кристина Романовская рассказала о том, как сегодня обстоят дела на типичном среднем предприятии в Тульской области. По словам спикера, они 2 года не закупают новую технику, поскольку на это нет денег, при этом возраст автопарка в хозяйстве – 15-20 лет. Но даже на ту технику, которая есть, некого посадить – кадровый голод колоссальный. Катастрофически снижаются объемы производства: компании пришлось пересмотреть севооборот в сторону сокращения, перестали сажать картофель как самую затратную культуру, сократили площади под озимую пшеницу, поскольку за последние два года она перестала быть коммерческой.
Раньше предприятию помогали выживать субсидированные кредиты, но в этом году даже текущие договоры были пересмотрены в сторону увеличения ставки. Общая прибыль год от года стремится к нулю.
Отдельного беспокойства добавляет погода: агрономы предприятия не знают, что будет с озимыми, поскольку такой бесснежной и теплой зимы, как в этом году, не было 20 лет.
«Что помогает выживать? Стратегия устойчивого развития, заложенная еще моим отцом, основателем агрохолдинга. Опора нашего предприятия – диверсификация бизнеса. Мы сегодня занимаемся растениеводством и животноводством, переработкой молока, имеем свою розничную сеть в Тульской области», – отмечает Кристина Романовская.
В 2022 году начато строительство семеноводческого центра для снижения себестоимости семян. Центр должен стать крупнейшим в ЦФО. Кроме того, компания занимается цифровизацией и оптимизацией бизнес-процессов, например, создает свою ИТ-компанию для внедрения ИТ-учета в свиноводстве с применением ИИ.
Эксперт из Китая Цзянь Лянь выступил с докладом о создании новых рынков для экспорта российского продовольствия. Спикер выразил уверенность в том, что сегодня необходимо создание треугольника сотрудничества Россия – Африка – Китай. Дефицит долларов привел к обесцениванию местных валют в беднейших странах Африки. При этом население этих стран голодает, им нужны продукты, которые может экспортировать Россия, но у них нет денег. Необходимо создать новую валюту, которая позволит восстановить продовольственную безопасность на Глобальном Юге.
«Африка стратегически важна для Китая, там много необходимых нам ресурсов. А России Китай дает оборудование для индустриализации. Мы открыты для дискуссий и готовы обсуждать разные вопросы, чтобы работать вместе рука об руку», – заявил эксперт.
Людмила Орлова в своем выступлении рассказала о технологии почвосберегающего земледелия, которая реализуется в Самарской области и других регионах. Эта технология основана на минимальной механической обработке почвы и минимальном использовании удобрений и позволяет сохранять почвы от эрозии. Минимальное использование техники приводит к тому, что на 4 тыс га используется на 3-4 меньше машин – это огромная экономия. Сокращаются и затраты на ГСМ. Взамен появляется возможность получить углеродные кредиты.
«Мы живем в новой парадигме по достижению углеродной нейтральности, занимаемся почвозащитным земледелием, ведем подсчет углеродного следа – в будущем это будет одним из критериев экспортного рынка», – отметила Людмила Орлова.
Что мешает полноценному применению почвосберегающих технологий сегодня? Во-первых, дефицит знаний: даже в министерствах мало кто знает о потенциале сельского хозяйства в климатической повестке. Во-вторых, у нас нет законодательной базы, нет закона о сохранении почв. В-третьих, низкая доходность сельхозпредприятий – когда стоит вопрос о выживании, уже не до новых технологий. Наконец, у нас нет связи между руководством страны, управлением отраслью и народом, который работает на полях. Наши ученые заняты только заполнением отчетов, некогда думать о самообразовании, исследованиях, повышать уровень подготовки студентов.
В заключении сессии эксперты отметили, что по итогам встречи будут сформированы тезисы, которые затем доведут до Академии наук России, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Поделиться статьёй: