Весная насыщенный период для агропромышленного комплекса. Аграрии оценивают экономику предприятий, считают остатки на складах, выстраивают севооборот. Более масштабные итоги АПК, прогнозы и перспективы отрасли были озвучены на совместном заседании Общественного совета регионального минсельхоза и ассоциации «Агросоюз». В нем приняли участие представители власти, бизнеса и науки.
Удержать зерновые
Общую картину прошлого сельскохозяйственного года обрисовал министр сельского хозяйства Алтайского края Сергей Межин. Он напомнил, что продолжалось падение эффективности по зерновым, которое началось еще в 2022‑м. Масличные культуры, напротив, позволили поддержать экономику сельхозпредприятий.
С учетом этого идет и передел структуры посевных площадей. Особенно выгодной стала чечевица, спрос на которую растет, а за ним и цена.
Высокую экономическую эффективность показывали:
Подсолнечник 43,3 %
Соя 51 %
Лен 38 %
Судя по предоставленным в минсельхоз данным, в предстоящую посевную тенденция сокращения посевов зерновых сохранится. Это глава ведомства называет вынужденной мерой, поскольку сельхозпредприятиям нужно как-то выживать при складывающихся ценах на сельхозпродукцию. Но он призвал аграриев все же по возможности сохранить зерновые на полях.
«Именно зерновая культура, пшеница, как раз является оценкой продовольственной безопасности страны, в отличие от масличных, на которые все активно делают ставку, — отметил Межин. — Понимаем, предприятиям нужно выживать, удерживать экономику в сложившихся условиях. Совместно с правительством Алтайского края ищем инструменты, чтобы поддержать доходность зерновых культур, в том числе помощь в вывозе продукции, компенсацию затрат и прочее».
Наш урожай — наша проблема
Руководитель «Агросоюза» Александр Чеботаев в своем выступлении остановился на предварительной оценке доходности культур по итогам прошедшего года, отметив, что именно этот показатель оказывает существенное влияние на предстоящую посевную, на трансформацию структуры посевных площадей.
«Перед аграриями стоят вопросы, что и сколько в этом году сеять. Думаю, многие на перепутье. Нужно до конца понять ту ситуацию, которая на сегодня у нас складывается. Практика показала, что в 2024 году доходность продолжила падать. Рентабельность по зерновым в среднем составила около 4 %, по пшенице получили убыток порядка 4,5–5 %. Сохранили убыточность и озимая рожь — 6 %, и ячмень — порядка минус 1 %», — привел цифры Чеботаев.
По данным «Агросоюза»,самыми высокодоходными среди зерновых остались:
Зернобобовые 50 %
Просо 24 %
Кукуруза 20 %
Овес дал самую маленькую рентабельность — в пределах 3,8 %.
Наш край, с его слов, достиг очень серьезных результатов по самообеспеченности. Она составила 160 % — это самое высокое значение за последние годы, а может быть, и за всю историю существования Алтайского края.
«Казалось бы, такой коэффициент самообеспеченности зерном и такая высокая планка по продовольственной безопасности — это хорошо, но, как оказалось, для сельхозпроизводителей это не так. Переходящие остатки на конец сезона оцениваются в 2,4 млн тонн. Это в два раза больше, чем нужно для комфортной ситуации», — оценил руководитель ассоциации.
Все это, с его слов, серьезно давит на рынок и ничего хорошего не предвещает. Чеботаев вспоминает, что максимальная рентабельность зерновых была в 2021–2022 и 2020–2021 годах. Это говорит о том, что комфортные условия по этой культуре складываются только в двух случаях: низкого урожая и минимального количества остатков.
По приведенной статистике, в 2020–2021 годах аграрии края получили валовой сбор 3,9 млн тонн. Остатки составляли 1,5 млн тонн. Рентабельность была 50,5 %.
В 2021–2022 годах ситуация обратная. Получили максимальный урожай — 5,7 млн тонн, а рентабельность — 73,2 %. Этому способствовал рекордный вывоз, который позволил сформировать комфортные остатки на складах.
«Если получаем урожай выше внутренней потребности, нужно думать, как его вывозить, — продолжил спикер. — На внутрирегиональные нужды (для переработки, на корм скоту и семена) нам нужно 3,5 млн тонн зерна, а выращиваем в среднем 5,5 млн тонн. Но здесь мы не в выгодных условиях, так как из-за логистики разница в цене пшеницы у нас в регионе и на припортовых территориях достигает 6,3–7 тыс. рублей. Такова цена за нашу географию».
В докладе он привел динамику и структуру вывоза зерна начиная с 2021 года, когда Алтайский край пошел на экспорт. В тот период цены резко возросли. Основной объем уходил в Казахстан, а после закрытия границы в 2023–2024 годах алтайская пшеница опять пошла на внутрироссийский рынок. И ситуация для аграриев изменилась не в лучшую сторону.
Чеботаев призвал сельхозпроизводителей не питать надежду на экспорт в Казахстан. Эта страна для алтайского зерна останется закрытой. И дело не в политических отношениях, а в том, что она стала самодостаточным в аграрном плане государством и способна сама получать богатый урожай, который ей тоже нужно вывозить.
Не просесть по экономике?
Чтобы совсем не просесть по экономике в условиях профицита зерна, руководитель «Агросоюза» считает, что аграриям нужно пересмотреть структуру площадей. По его наблюдениям, единственная группа сельхозкультур, которая остается маржинальной, — масличные. Они показали прибыль во всех зонах края.
В очередной раз он поднял тему гречихи, которая остается страховой культурой для Алтайского края: ею засевают поля, которые не успели засеять другими культурами в оптимальные сроки.
«Но гречиха стала низкорентабельной! Что такое прибыль 700 рублей с гектара? Сейчас в крае скопился практически двухлетний ее запас. Куда больше? Давайте договоримся занимать ею площади не более 400 тыс. гектаров, а то догнали до 680–700! — восклицает Чеботаев. — Если оставаться на прежнем уровне, то как будут выживать предгорные районы, где выращивают много гречихи? Не могу сказать, что она хорошо пойдет на экспорт, если только задарма».
Он не призывает аграриев совсем отказаться от этой культуры, чем грозят многие другие регионы, но менять в этом направлении структуру все же придется. Предгорным районам он предложил (хотя ранее был противником этого) присмотреться к подсолнечнику. Сейчас там активно налаживается переработка этой культуры.
Руководитель «Агросоюза» считает, что стоит провести диверсификацию структуры посевных площадей — увеличить посевы чечевицы, горчицы и других более рентабельных культур.
Хромая экономика
Доктор технических наук, профессор АГАУ Владимир Беляев назвал ситуацию в сельском хозяйстве края парадоксальной, объяснив это тем, что регион имеет благоприятные природно-климатические условия, внедряет современные технологии, повышает урожайность, а вот экономика, как он выразился, хромает. Есть внешние вызовы, есть и внутренние проблемы, в том числе перепроизводство зерна.
«С теми задачами, которые стоят перед нашими аграриями, они вполне успешно справляются. Осваивают современную технику и технологии. Но вот в экономическом плане похвастаться нечем. И здесь нужно разобраться, как переломить ситуацию, в чем здесь роль государства, в чем Алтайского края и конкретно каждого сельхозпроизводителя», — отметил профессор.
С его слов, потенциал в растениеводстве в регионе высокий. В среднем аграрии могут производить как минимум 30 центнеров зерновых с гектара. Вопрос другой — куда девать этот урожай? И здесь главной становится роль государства, которое должно определять страны для реализации продукции, договариваться.
«Если говорить о нас самих, то в этом вопросе у нас есть сложности. В первую очередь логистические. Пока работали с Казахстаном, экспортировали туда 2 млн тонн зерна, все было хорошо, баланс поддерживался. Закрылся этот сбыт, и мы просели, причем резко и серьезно», — сказал Владимир Беляев.
Сейчас аграрии в условиях ограниченности финансов и ресурсов, в том числе кадровых, вынуждены минимизировать затраты, например отказываясь от осенней обработки почвы.
Но есть статьи расходов, на которых, по мнению Беляева, экономить не стоит. Это дальнейшее внедрение энергосберегающих технологий, применение качественного семенного материала, минеральных удобрений, даже с учетом их подорожания.
Забыть про ведра
С подробной информацией о том, как обстоят дела в молочной отрасли региона, познакомил начальник отдела животноводства министерства сельского хозяйства Алтайского края Константин Лотц.
По озвученным им данным, произошло падение по объемам полученного молока. В первую очередь это связано с сокращением производства в личных подсобных хозяйствах. В прошлом году ЛПХ дали 413 тыс. тонн, то есть на 74 % меньше к уровню 2020 года.
Если же смотреть в целом по агропромышленному комплексу, то край в плюсе по показателям. Причем основной прирост дают животноводческие предприятия, запущенные по инвестиционным проектам. Их на территории региона 21. В 2024 году они внесли 133 тыс. тонн молока в общий объем.
Но все же основной фактор роста молокопроизводства, со слов Лотца, — это повышение продуктивности коров, которая в среднем составила 6,5 тыс. кг молока на фуражную корову. И это считается достаточно хорошим показателем.
Тем не менее полученного объема по-прежнему недостаточно, чтобы закрыть потребности краевых переработчиков, которым приходится докупать молоко в соседних регионах.
Опасения вызывает строительство молокоперерабатывающего завода в Новосибирской области, которое запустила компания «ЭкоНива», имеющая животноводческий комплекс в Тальменском районе. И вполне логично, что все полученное там молоко будет уходить на переработку за пределы края.
И чтобы закрыть внутреннюю потребность, отметил специалист минсельхоза, алтайским животноводам необходимо и дальше работать над продуктивностью животных.
А именно переходить на интенсивные технологии, уходить от привязного содержания животных к беспривязному, от линейных молокопроводов (а кое-где, отметил Лотц, еще сохранились и ведра) к «каруселям», повышать уровень племенной и селекционной работы, создавать питательную, сбалансированную кормовую базу.
Задача минимум — выйти с 6 тыс. кг молока на фуражную корову до 9 тыс. кг.
С заделом на перспективу с этого года в крае изменили структуру господдержки развития молочного скотоводства. Если раньше из 435 млн рублей, полученных из федерального бюджета, 100 млн шли на техническое перевооружение, а остальные распределялись в виде субсидий на килограмм полученного молока, то теперь 200 млн будут направлять именно на техперевооружение животноводческих комплексов.
«45–60 копеек на килограмм при нынешней цене на молоко — не такая уж и серьезная поддержка. А вот усиление технической составляющей предприятий — это задел на перспективу. Из 200 млн запланированных на эти цели рублей фактически уже отдали 135 млн трем предприятиям, которые в прошлом году приобрели оборудование для доильных залов. 40 % от затрат как обещали, так и отдали», — объяснил докладчик.
В планах реализация проектов, направленных на повышение племенной и селекционной работы, борьбу с лейкозом, генную инженерию. Для этого край намерен участвовать в федеральных программах, предусматривающих целевое финансирование.
Цитаты
Александр Чеботаев, руководитель «Агросоюза»:
— Помню, бывший министр сельского хозяйства России Елена Скрынник во время визита на Алтай сказала: «Ваш урожай — это ваша проблема. Выращивайте столько, сколько сможете съесть». И, по сути, она права.
Александр Чеботаев, руководитель «Агросоюза»:
— Нам надо как-то совместно выживать. Большой профицит нас убьет. Конечно, мы за продовольственную безопасность России, но мы должны думать и о финансовой безопасности наших сельхозпредприятий.
Владимир Беляев, доктор технических наук, профессор АГАУ:
— У нас есть все условия работать еще лучше, получать высокие урожаи, но будет ли нам это экономически выгодно? И над этим нужно работать.
Поделиться статьёй: